Рене Лалик: ювелирные изделия в стиле ар нуво

Человек-легенда в мире модерна, украшений и стекла

   Когда я подбирала фотографии украшений для этой статьи, у меня не раз захватывало дух!

   Линии модерна в драгоценных металлах и камнях, цвета эмали и полупрозрачность стекла... Они - само совершенство!

Ювелирные украшения René Lalique притягивают взгляд и завораживают. Но ещё больше восторга испытываешь от этих шедевров, когда узнаёшь о всех талантах и многогранности личности их создателя. Он прожил жизнь, достойную сюжета художественного фильма.

   Без преувеличения, абсолютно вся жизнь Рене Жюль Лалика прошла в искусстве.

  Он родился в 1860 году в небольшой деревушке Ай региона Марн Франции. Пару лет спустя семья Лалик переехала в Париж, но возвращалась на время отпуска и каникул в родные места, к которым Рене был глубоко привязан всю свою жизнь. Там дедушка посвящал его в тайны природы. А маленький Рене переносил свои впечатления на бумагу, блокнот с эскизами всегда был у него под рукой.

  Рене Лалик - один из немногих ювелиров конца XIX - начала XX вв, эскизы украшений которых дошли до нашего времени. Конечно, это рисунки не маленького Рене, а уже состоявшегося ювелира Лалика. Но они очень наглядно демонстрируют его стиль и манеру рисования.

Как стать известным ювелиром? Жизнь и творческий путь Рене Лалика

 

Эскизы и наброски ювелирных украшений Рене Лалика

  Родители заметили талант мальчика и записали его в кружок изобразительного искусства. Уже в 12 лет он получил первую награду за успехи в рисовании.
   В 1876 году, в возрасте 16 лет, Рене Лалик стал учеником ювелира Луи Аукока (Louis Aucoc). Луи был одним из ведущих ювелиров, работающих в Париже в то время, хотя и был всего на 10 лет старше Рене. И это дало Лалику прекрасную возможность изучить производство ювелирных изделий и дизайн.

 

Гребни для волос, модерн Рене Лалика

  Мы решили показать немного работ учителя Рене, Луи Аукока. Их творчество, как и ювелирные украшения многих мастеров конца XIX - начала XX вв, перекликаются. Но каждый из них внёс свой вклад в развитие искусства модерна и создал свои шедевры.

 

Украшения Луи Аукока. Модерн, конец XIX века. Среди них 2 украшения Рене Лалика. Догадаетесь, какие? 

   Работая у Луи Аукока, Лалик также учился в Школе Декоративных Искусств в Париже. Затем он окончил колледж искусств в Сиденхеме (сейчас это часть Лондона) и вернулся во Францию в 1880 году. В это время он обучался и скульптуре.
   Уже через год он стал независимым декоратором, а его рисунки пополнялись всё большим числом эскизов самобытных и очень смелых ювелирных украшений. Его талант заметили известные ювелирные фирмы: он стал дизайнером Boucheron, Cartier и других французских ювелирных домов.
   Но его таланту было тесно, он мечтал сам быть творцом и исполнителем своих работ. И в то же время скромные доходы не позволяли ему открыть свою мастерскую.

 

Карманные часы как произведения искусства. Рене Лалик

   Судьба оказалась очень благосклонна к трудолюбивому Рене!
  К 1886 году он женился на богатой наследнице Марии-Луи Ламберт. А также открыл мастерскую и нанял 20 работников.
  Рене Лалик проявил себя не только как гениальный художник и ювелир, но и как умелый руководитель. Он смог окружить себя талантливыми помощниками: мастерами по гравировке и эмалям, скульпторами. Но несмотря на это, он тщательно контролировал каждый этап создания украшений. Мастер проводил дни, а часто и ночи, над проектами своих работ, постоянно стремясь сделать что-то инновационное: в новом стиле, качестве или с применением нетипичных материалов. Например, применяя барельефы, он ввёл в украшения модерна третье измерение.

Ювелирная мастерская René Lalique и первые украшения-шедевры

 

Фото Рене Лалика и его первой жены Марии-Луи Ламберт, около 1886 г.

 

Женщины в украшениях Рене Лалика. Барельефы и эксперименты со стеклом

Не очень любим мотивы с обнажёнными натурами в искусстве. Но как раз многие из этих изделий раскрывают тему новаторства и третьего измерения в работах Рене Лалика

  Это полностью соответствовало духу того времени! Жизнь Франции менялась со скоростью света: появление метрополитена, кинематографа, цветной фотографии... В искусстве Европы рубежа веков также появились новые течения: модерн, натурализм и японский стиль. Все они нашли отражение и в украшениях René Jules Lalique.

   В 1890 году Рене Лалик открыл свой ювелирный магазин в престижном районе  Парижа. Он проводил там практически всё своё время. И это было временем создания некоторых его самых знаменитых украшений, а также экспериментов в использовании стекла.

 

Наше видео чудесных превращений эскизов Рене Лалика в ювелирные шедевры

 

Эскизы и ювелирные украшения René Lalique в стиле ар нуво

   Лалик включал в свои изделия не только стекло, но и рог, перламутр, эмаль, кожу и слоновую кость в самых смелых сочетаниях и технических решениях, которые в то время не использовались для ювелирных изделий высшего класса.       Для мастера в первую очередь была важна не ценность материала самого по себе, а то, какую художественную роль он сможет сыграть в его работе. Поэтому он использовал дорогие самоцветы только как часть задуманной композиции, нередко делая полудрагоценные камни главными героями.

   Так ювелирные изделия Lalique стали не просто "держателями" драгоценных камней, а украшениями - произведениями искусства.

 

Ювелирные изделия Рене Лалика с драгоценными и полудрагоценными камнями

 

Украшения René Lalique с барочным жемчугом

Рене Лалик - самый известный ювелир эпохи Модерн

   К середине 1890-х гг. Рене Лалик стал заметной фигурой в ювелирном мире и моде Парижа. Его работы украшали знаменитую Сару Бернар на сцене и в жизни, продавались в самых известных магазинах и получали первые награды на выставках Парижа и Брюсселя.

 

   С именем Сары Бернар связывают и ещё одно значимое для ювелира событие - знакомство Рене Лалика с Калустом Гюльбенкяном. 30-ти летний армянин из семьи состоятельных купцов, нефтяник, живший в Лиссабоне, до глубины души был тронут искусством Lalique. Он стал его самым преданным поклонником и меценатом.

   Появление Калуста подарило Рене Лалику понимание того, что на часть его работ точно найдётся покупатель. Это дало ему финансовую опору и защищённость, и он спокойно мог работать над эксклюзивными экземплярами. Причём      Гюльбенкян полностью доверял таланту мастера. Не делая заказы, он в течение нескольких лет приобрёл у Рене Лалика около 175 готовых украшений. Калуст относился к ним исключительно как к произведениям искусства, и их никто никогда не носил.


   Незадолго до своей смерти (1955 г) он завещал своим наследникам основать фонд и музей René Lalique в Лиссабоне. И до нашего времени там выставлены не только все украшения из коллекции Гюльбенкяна, но и полотна из Русского 
Эрмитажа, проданные Калусту в начале 1930-х гг, а также обширная коллекция столового серебра последнего российского императора.
 

 

Ювелирные работы и эскизы Рене Лалика для Сары Бернар

 

Украшения и изделия из стекла Рене Лалика в музее Калуста Гюльбенкяна. Лиссабон

   Но вернёмся к цепочке событий жизни Лалика.
   В 1900 году во Франции прошла Всемирная Ювелирная выставка, которая собрала около 50 миллионов человек. Рене Лалик представил на ней не только своих знаменитых "женщин-бабочек", но и другие украшения и предметы искусства из бронзы, слоновой кости и стекла. Они произвели настоящий фурор и стали любимыми экспонатами посетителей.

 

 

Мир насекомых в украшениях Рене Лалика

 

Мир птиц в украшениях Рене Лалика

  Это событие было взрывом в карьере мастера, и Рене Лалик был признан главным ювелиром своего времени и художником-декоратором высочайшего уровня. 
   "После выставки никто не мог назвать себя любителем искусства, если не обладал хотя бы одной вещью, сделанной Лаликом", - пишет свои впечатления один из её посетителей.